Сущность личностно-ориентированного обучения. Модели личностно-ориентированной педагогики. Проективная модель личностно ориентированного обуче­ния Н. И. Алексеева Так появилось различие

Объем знаний о мироздании, природе, культуре и самом человеке постоянно растет, все больше смещаясь от исследования внешнего мира к внутреннему: механизмам обучения, способам управления собственной деятельностью, особенностям осмысления получаемой информации, установкам, ценностным ориентациям и убеждениям, развитию собственной Я-концепции, внутренним предпосылкам осознания своего смысла жизни.

Это становится тенденцией развития научно-технического прогресса и направлением коренной перестройки системы образования как ведущего инструмента сохранения и развития культуры. Образование должно не только успевать за развитием науки, но и, прежде всего, стать ведущим инструментом самоосознания, самообразования, саморазвития, самореализации, формирования индивидуальности и личности. Поэтому современное образование закономерно становится личностно-ориентированным (по своей сущности ценностным и целевым установкам), технологичным (по процессу организации и характеру гарантированности достижения результатов), внутрисубъектным (по способам управления процессом и качеством обучения), системным (по взаимосвязям внутри отдельных элементов), вариативным (по формам, способам и моделям организационно-педагогической реализации), экологичным (по отношению к субъектам и их окружению), фундаментальным (по сохранению научных традиций и кристаллизации базовых элементов культуры), гибким (по скорости введения новаций и преобразований).
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного образования в гимназии считают необходимым различать следующие понятия:

Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям.

Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности

личностно-ориентированного образования.

Проведенный анализ различных подходов к пониманию личностно-ориентированного образования позволил нам занять собственную научную позицию и под личностно-ориентированным образованием понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка, его убеждения, при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбор.

В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы в первую очередь, предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе образования. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем образования ребёнка.

Понимая, что в конечном итоге результаты образования будут проявлены в знаниях, умениях и навыках, не уменьшая их значимости, мы считаем, что центром новой личностно-ориентированной дидактики должно стать развитие способностей и познавательных стратегий, ценностных ориентаций, личностных смыслов и Я-концепции. Именно такая дидактика сделает образование личностно-ориентированным.
Разрабатываемая нами личностно-ориентированная образовательная модель строится на следующих принципах:


  • Целью обучения и воспитания должно быть развитие личности.

  • Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения и воспитания.

  • Необходимо предоставление ребенку максимально широкого выбора в образовательном процессе (содержания, вида, формы, способа, объема, темпа, индивидуальной или групповой деятельности, позиции и роли и т.д.).

  • Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения и воспитания, а лишь затем лидером.

  • Обучение и воспитание должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.

  • Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.

  • Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.

  • В процессе обучения ученики должны обучаться тому, как эффективно учиться.

  • Содержание образования должно, на сколько это возможно, быть применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы.

  • Важнее освоить научные методы познания мира, присущие конкретной области знаний, базовые законы и закономерности, ключевые инструменты, нежели, чем широкий набор фактов.

  • В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осознания, преобразования и применения знаний.

  • В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника.

  • Презентация образовательной информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником.

  • Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия и познавательных механизмов ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания.

  • Преобладание элективной дифференциации над селективной. То есть, педагог учитывает индивидуальные различия школьников по ходу образовательного процесса, на второй ступени обучения с 8 класса целесообразна предпрофильная подготовка, а на третьей ступени обучения необходимо разделение учащихся на группы по различным образовательным профилям (профилизация).

  • Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны согласовываться в процессе обучения.

  • Технологию организации урока (его этапы, составляющие и приемы деятельности учеников и учителя), необходимо строить на основе внутренних механизмов познавательных процессов, изученных познавательных стратегий, учебного профиля ребенка.

  • Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.

  • В творческой деятельности ребенок, прежде всего, является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры.

  • "Вектор направленности" воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.
    Для выстраивания вышеизложенной модели личностно-ориентированного образования определяются основные цели, задачи и направления развития гимназии.
Цель деятельности гимназии – формирование нового образовательного пространства гимназии, включающего ресурсные составляющие, содержание, организацию учебно-воспитательного процесса, сохранение здоровья, безопасность учащихся, внеурочную деятельность, систему воспитательной деятельности. В гимназии новое образовательное пространство объединяет новое содержание образования, новые технологии обучения, воспитания и развития, ведя обучающегося к осознанной необходимости иметь универсальные знания, т.е. к универсальности в пределах выбранной профессии. Такое образование способствует активной реализации склонностей и способностей выпускников гимназии в разнообразных сферах человеческой деятельности.

Все это требует организации нового образовательного пространства как педагогической технологии. Это созданная педагогическим коллективом, учащимися, родителями атмосфера творческой деятельности в ходе организованного по-новому учебного процесса и системы дополнительного образования, в результате чего у школьников формируется культура существования в гимназии, социуме, обществе.

Цель гимназического образования – приобретение универсальных знаний о мире, человеке и человеческом обществе, т.е. овладение ученическими компетенциями.

Цель гимназического развития личности – развитие творческой индивидуальности личности обучающихся на основе формирования знаний, умений и навыков об окружающем мире и человеческом обществе, сконцентрированных в универсальных знаниях. Сверхзадача формирования и развития нового образовательного пространства в создании условий для развития и воспитания творческого мышления и творческой индивидуальности личности обучающихся, способных к повышенному уровню обучаемости. Особенностью нового образовательного пространства является создание особого фона интеллектуально-нравственной атмосферы гимназии и формирование личности школьника в условиях этой атмосферы. Оказание помощи ученику в самореализации, самоактуализации, развивая все лучшее, что заложено в личности, нейтрализуя негативные качества, помогая личности сделать себя ценной для общества. В содержание образования включаются элементы научной организации умственного труда, знания научных методов исследований по каждой дисциплине, навыки самостоятельного приобретения знаний, выработка соответствующий знаний и умений по выполнению творческих самостоятельных работ. Управление учебным процессом – не столько управление формированием знаний и умений обучающихся, сколько управление развитием познавательной творческой деятельностью и культуры творческого мышления на основе воспитания творческой индивидуальности личности.

В основу развития нового содержания образования в гимназии положены следующие основные педагогические принципы:

Научности, который постепенно переводит учебный процесс на обучение использования исследовательских методов;

Целостности учебного процесса как совокупности содержательного, организационного, методического и управленческого компонентов с ориентацией на личностную траекторию образования;

Создания всесторонних условий для развития творческого мышления обучающихся с учетом зоны их ближайшего и среднего развития, объективных возможностей в познавательной деятельности.

В ходе работы гимназии необходимо совершенствование диагностики учебно-воспитательного процесса и анализа всех направлений деятельности учреждения.

Мы рассматриваем гимназическое образование как интегративное, заложенное в базисном плане общего среднего образования на повышенном уровне сложности, спецкурсах, курсах по выбору. Гимназическое образование формирует широкий универсальный, а также гуманитарный, физико-математический и естественно-научный потенциал, навыки и умения интеллектуального труда, методы получения и использования информации в процессе самостоятельной работы, высокий уровень общей культуры личности, ее социальной ориентированности, высокой степени социализации.

Гимназия работает над построением такой модели образовательного процесса, которая предполагает функционирование в режиме развития: ученик учится сам, в своей собственной деятельности, а учитель помимо информационной функции выполняет рефлексивное управление, осуществляя мотивацию, организацию, координацию, консультирование, контроль и коррекцию деятельности гимназистов. Это реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных методик, инновационных технологий обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний, умений, навыков, функционирования гимназии в режиме интенсивного развития.

Личностно-ориентированный подход реализуется не только в образовании, но и в создании для обучающихся ситуации выбора направления в обучении – не только профиля, а также, в перспективе, индивидуальной траектории обучения для каждого обучающегося. Работа гимназии строится с привлечением интеллектуального потенциала вузов и других научных организаций, создаются условия для максимального раскрытия творческого потенциала учителя.

Развитие различных ступеней образования в гимназии

Начальная школа (1-4 классы)

Основная задача начальной школы гимназии – создание таких педагогических условий, при которых у каждого обучающегося создается установка на любовь к школе, развивается соответствующая система мотивов участия в ежедневной школьной жизни. Такие условия помогут начинающему свой образовательный путь ребенку поверить, что учеба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной. Успешность выполнения этой задачи напрямую зависит от того, насколько текущая образовательная практика включает в себя:

Опору на свойственную развивающемуся ребенку любознательность и ее развитие средствами познавательной деятельности;

Использование игры как одного из наиболее привлекательных для младшего школьника видов деятельности в учебном процессе и внеучебных занятиях;

Общение с друзьями-одноклассниками, интересными педагогами-взрослыми, гостями гимназии;

Успешное взаимодействие учителей с родителями;

Снижение и компенсацию учебных затруднений и стрессов.
Основная школа (5-7 классы)

Основная задача средней школы – создать такие условия, которые позволят, сохранив общую эмоционально положительную ориентацию на школу, помочь ученику освоить технологии успеха и достижения. Реализация данного стратегического направления будет способствовать созданию у школьников комплексной образовательной мотивации, т.е. мотивации, основанной не только на традиционных мотивах долга, но и мотивах пользы и мотивах удовольствия (получения радостных ощущений и возможность самореализации в процессе образовательной деятельности). Навыки эффективной образовательной деятельности, полученные на данной ступени обучения, позволят успешно осваивать содержание любого из выбранных профилей обучения, осознанно проектировать свои будущие профессиональные и образовательные ориентиры. К условиям, обеспечивающим успешное выполнение данной задачи, мы относим:

Осознание и принятие образовательных целей обучающимися (предполагается целенаправленное включение ученика в процесс планирования целей и постановки учебных задач);

Развитие у гимназистов системы ценностных ориентаций в образовательной деятельности, в частности ориентации на познание как безусловную ценность для современного культурного человека;

Освоение обучающимися эффективных технологий успеха и достижения (обучение школьников таким умениям и навыкам, которые позволят познавать новое, ориентироваться в широком информационном поле, анализировать собственные учебные затруднения, использовать ресурсы для их преодоления и профилактики);

Развитие у школьников потребности и навыков образовательной рефлексии (обучение их методам самооценки и самоконтроля);

Расширение видов образовательной деятельности;

Ориентация обучающихся на инициативный поиск индивидуальных и коллективных форм участия в познавательной и общеразвивающей деятельности.

Все перечисленное выше должно привести к тому, что каждый ученик гимназии сможет удовлетворить свои образовательные потребности и реализовать выявленные в начальной школе способности как самостоятельно, так и в процессе сотрудничества с педагогами; будет создана комфортная, личностно-ориентированная образовательная среда, построенная на общих, разделяемых педагогами, учениками, родителями ценностях и приоритетах.
Основная школа (8-9 классы), средняя (полная) школа (10-11 классы)

Основным направлением развития данной ступени образования является создание таких педагогических условий, при которых у каждого ученика создается установка на выбор вида деятельности после окончания школы. Идея осознанного и компетентного выбора учеником варианта предпрофильной подготовки и профильного обучения является для нас чрезвычайно значимой по ряду причин:

Одним из важнейших результатов школьного образования должна стать способность и готовность выпускника к принятию ответственных жизненно важных решений;

Обеспечить успешность наших выпускников в жизни и профессии мы можем, научив их активному взаимодействию с другими, толерантности, способности вести диалог;

Современная школа должна научить ученика объективно оценивать себя в развивающемся мире в сочетании с постоянным поиском возможностей самореализации.

Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения гимназии строится в логике компетентностного подхода как одной из основных идей процесса модернизации современного школьного образования. Компетентность, т.е. способность и готовность человека решать жизненно значимые задачи, может проявляться на трех уровнях: ключевом, базовом и профессиональном. Именно старшая школа отвечает за второй уровень – за то, что взрослеющий человек имеет достаточные основания (интеллектуальные, психологические, нравственные) для того, чтобы миновать кризисы и ошибки в процессе жизненного самоопределения. В этой связи для нас становится главным вопрос не о количестве профилей и не об их формальном содержании, а о том, каким образом тот или иной профиль обеспечивает достижения учеником необходимого уровня базовой компетентности и способствует осуществлению успешного выбора дальнейшего образовательного и профессионального пути.

Необходимо отметить что в последние годы проблема личностно-ориентированного обучения широко рассматривалась в педагогике и психологии. В ряде педагогических исследований дается трактовка основных категорий личностно-ориентированного обучения раскрываются его функции Реформирование системы образования в целях достижения ее качественного соответствия перспективам развития Республики Казахстан активно входящей в мировое образовательное пространство требует изменения как научно-методического обеспечения так и организационно-технологических...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18222. Применени на уроках географии личностно-ориентированного обучения 990.27 KB
Это противоречия между: – потребностью общества в гражданах владеющих ключевыми социальными кoмпетенциями способных применять усвоенные знания и умения в практической повседневной деятельности имеющих опыт творческой деятельности и личной ответственности и направленностью современной массовой пpактики обучения географии преимущественно на формирование знаний и умений часто без актуализации социального и личного опыта школьников его дальнейшего развития; – сформулированными в нормативных документах задачами школьных курсов геогрфии по...
18164. Активизация познавательной деятельности младшего школьника как условие успешности обучения при моделировании игровых технологий обучения 115.24 KB
Элькониным раскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребенка и установлена взаимосвязь между игровой деятельностью и психическим развитием младших школьников ее позитивное влияние на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. Задачи исследования: Раскрыть сущность понятия дидактическая игра в психолого-педагогической литературе; Рассмотреть возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста; Проанализировать проблемы игровой деятельности в современной...
1597. Приемы и технологии, применяемые на уроках математики в рамках концепции личностно ориентированного обучения 29.92 KB
Мировоззрение людей формируется и развивается на протяжении всей их сознательной жизни. Но особенно интенсивно этот процесс протекает в школьные годы, в пору систематического приобщения к основам наук и опыту общественной жизни.
18187. Процесс обучения в начальной школе 383.88 KB
Особенности формирования детского коллектива в школе. Понятие ученического коллектива. Влияние ученического коллектива на личность школьника. Создание эффективных моделей воспитывающего коллектива.
9970. Наглядность как принцип обучения в начальной школе 128.09 KB
Концепция модернизации казахстанского образования предъявляет новые социальные требования к системе образования и в частности к подготовке учащихся в начальной школе в которой закладывается фундамент для дальнейшего образования. Большие возможности для использования наглядности имеют уроки русского языка в начальных классах. В настоящее время разработаны вариативные учебно-методические комплексы основными составляющими которых являются: учебник тетрадь с печатной основой методические указания для учителя. Каковы возможности средств...
18122. Использование словесных методов обучения на уроках труда в начальной школе 316.62 KB
Теоретические основы проблемы словесных методов обучения. Проблема методов обучения и их классификация в современной психолого – педагогической литературе. Словесные методы обучения и их использование в учебном процессе начальной школы. Опытно-педагогическая работа на уроках трудового обучения с использованием словесных методов в 3 классе на примере работы бумаги с картоном.
11008. Процесс развития младших школьников на уроках обучения грамоте в начальной школе 181.76 KB
Предмет исследования педагогические условия использования дидактической игры как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте у младших школьников. B исследовании поставлена гипотеза согласно которой процесс развития творческих способностей младших школьников будет протекать эффективнее если на уроках обучения грамоты в начальной школе будут использоваться дидактические игры. Cогласно цели и гипотезе поставлены задачи исследования: Изучить состояние влияние дидактической игры на младших школьников в педагогической...
11223. Реализация личностно-ориентированного учебного процесса в условиях профильного образования 5.79 KB
Уже в 1991году в школе были созданы классы гуманитарноэстетического развития в 1998году был получен статус гимназии которая по своей сути является гуманитарным учебным заведением. Наконец в 2002 году началась работа по формированию модели русской гимназии в условиях полиэтнической среды. Целевыми ориентациями такой гимназии на наш взгляд являются вопервых формирование высоконравственного духовно богатого образованного любящего своё отечество гражданина во вторых включение учащихся в этнокультурные традиции как её носителей...
5363. Особенности характера младшего школьника 42.44 KB
Слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «печать», «признак». Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношение с другими людьми, является определенным признаком его личности.
18075. Влияние телекоммуникационных проектов на развитие младшего школьника 92.19 KB
Они высказывают мнение что главное условие способствующее наибольшему воздействию СМИ на деток более знаменито тогда уже как скоро передачи наблюдают в веселительных целях и как скоро ребята улавливают их содержание как реалистичное вероятно в связи неспособности критически думать в период просмотра. Восприятие детками реалий культуры в какой они живут считается отчасти делом рук СМИ. Данная социализирующая роль TV быть может необыкновенно ценна тогда как скоро малыш живет в сообществе отличном от того в каком он появился. Этим они...

1. Личностно ориентированная модель образования.

В настоящее время все более актуальной становится модель личностно ориентированного образования. Она относится к модели инновационного, развивающего типа. Работая над темой «Развитие математических способностей учащихся через индивидуализацию обучения», ввожу элементы данной модели на своих уроках (особенно в среднем звене обучения).

Личностно ориентированный подход предполагает взгляд на обучаемого как на личность - гармонию тела, души и духа. Ведущим становится не просто обучение, т. е. передача знаний, умений, навыков, а образование, т. е. становление личности в целом на основе интеграции процессов обучения, воспитания, развития. В качестве основного результата выступает развитие универсальных культурно - исторических способностей личности, и прежде всего, мыслительных, коммуникативных и творческих.

Принципы ЛОО направлены на организацию совместной продуктивной деятельности обучаемых и педагога. Это такие принципы, как принцип деятельности, развития, личностно - опосредованного характера образования, активности, проблемности, системности, целостности, самостоятельности, диалогичности, вариативности содержания и способов деятельности, дифференциации и индивидуализации.

Построение ЛОСО опирается на следующие исходные положения:

1) приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально является субъектом познания);

2) образование есть единство двух взаимосвязанных составляющих: обучения и учения;

3) проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по преобразованию социально значимых нормативов усвоения, заданных в обучении;

4) при конструировании и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению опыта каждого ученика, его социализация, контроль за складывающимися способами учебной работы, сотрудничество ученика и учителя, направленное на обмен различного содержания опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;

5) в образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением общественно - исторического опыта и субъектного опыта ученика, реализуемого им в учении;

6) взаимодействие двух видов опыта должно идти путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено учеником как субъектом познания в его собственной жизнедеятельности;

7) развитие ученика как личности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития;

8) основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Учение в ЛОСО - это субъектно значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношением, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса.

2. Личностно ориентированная технология.

Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Личностно ориентированная технология предполагает максимальную опору на субъектный опыт каждого ученика, его анализ, сравнение, выбор оптимального (с позиции научного знания) содержания этого опыта; перевод в систему понятий, т. е. своеобразное «окультуривание» субъектного опыта. Так при изучении новых фигур в курсе геометрии сначала я выясняю, что понимают учащиеся под тем или иным понятием; только после сравнения ответов каждого учащегося, их анализа, а затем обобщения вожу точное определение понятия (чаще учащиеся сами его формулируют).

Работу с учетом субъектного опыта пытаюсь проводить систематически, целенаправленно, но в старших классах пока получается не всегда, так как встречаются новые термины и понятия, которые не вызывают у учащихся ассоциаций (н-р логарифм). Рассуждения учащихся рассматриваются не только с позиции «правильно-неправильно», но и с точки зрения оригинальности, своеобразия, индивидуального подхода, т. е. другого взгляда на обсуждаемую проблему.

Проектирование работы по использованию в образовательном процессе субъектного опыта ученика предполагает разработку дидактического материала, обеспечивающего:

1) выявление индивидуальной избирательности ученика к типу, виду, форме материала;

2) представление ученику свободы выбора этого материала при усвоении знаний;

3) выявление различных способов проработки учебного материала, постоянного пользования ими при решении познавательных различных задач.

Личностно ориентированная технология должна обеспечивать анализ и оценку прежде всего процессуальной стороны работы ученика наряду с результатом.

3. Организация урока в системе ЛОО. Основные требования.

Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока (широко используется субъектный опыт учащихся на уроках геометрии).

На уроке в полилоге с классом осуществляется равноправная работа по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этом условии усваиваемое знание становится личностно-значимым.

Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь поставленной цели:

1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе;

3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.

Пример 1: «Прямая. Луч. Отрезок.» - 5 кл.

В начале урока по названию темы совместно с учащимися определяем основную цель - выяснить, что означают данные термины; как выглядят фигуры, в чем их сходство и различие.

Слова, обозначающие данные термины, учащиеся знают с дошкольного возраста, у каждого есть определенные ассоциации: солнечный луч, прямая дорога и т. п. Поэтому, прежде чем вводить данные понятия с математической точки зрения, выясняем, какое содержание вкладывают в эти понятия ребята.

Задаю вопросы: Что вы представляете, произнося эти слова? какие фигуры? Чем они отличаются, чем похожи?

Четкого ответа от кого-то конкретного не требую. Идет обмен мнениями между всеми учащимися, в ходе которого высвечиваются характерные признаки каждой фигуры, их сходство и различие (у прямой нет ни начала, ни конца; у луча есть начало, но нет конца, отрезок ограничен с обеих сторон).

Только после беседы, в которой ученики осмысливают прошлый опыт, вместе переводим его в русло математики - наполняем данные понятия математическим содержанием. Затем ребята ищут фигуры на готовом чертеже и чертят их в тетрадях; проверяют друг друга, доказывая свою точку зрения.

4) использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

5) оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

6) Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

7) Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Пример2: «Деление на десятичную дробь»

У учащихся уже есть опыт деления десятичной дроби на натуральное число, поэтому деление на десятичную дробь рассматриваем вместе, используя задачи типа:

Во сколько раз отрезок длиной 1,15 дм больше отрезка длиной 0,5 дм?

1,15 дм: 0,5 дм = 11,5 см: 5 см = 2,3

Ответ: в 2,3 раза.

Решив три подобных задачи, четвертую решаем без возможности перевода одних единиц в другие. Делают это сильные учащиеся у доски, причем остальные помогают. В ходе обсуждения последней задачи ребята получают алгоритм деления на десятичную дробь. Затем несколько учащихся (по желанию) показывают работу алгоритма на примерах из учебника, которые они выбирают сами. Как показывает практика ребята выбирают те примеры и задания, которые у них вызывают вопросы. В результате вырабатываются навыки применения полученного алгоритма на примерах разного вида.

На закрепление темы решаем из учебника. Однако задания учащиеся также выбирают сами. Те учащиеся, у которых примеры на деление вызывают затруднения, продолжают их решение под руководством консультантов. Те, кто не испытывает трудности при решении примеров, решив наиболее сложные, переходят к задачам и уравнениям (по желанию прорешивают элементарные одно-двухшаговые задачи или пропускают их). Задачи записываются на доске только после того, как большинство их решит, причем записываются все способы, предложенные учащимися, затем выясняем - какой способ оптимальный.

Отдельные учащиеся выбирают самые трудные задания, затем выполняют задания из карточек или выступают в роли консультантов - помогают освоить новый материал более слабым.

В конце урока подводим итоги. Обсуждаем - достигли ли мы поставленных целей; какие возникли трудности; что понравилось или не понравилось и т. д.

Домашнее задание состоит из двух частей - обязательной и вариативной. Вариативная часть, в свою очередь, состоит из заданий разного уровня сложности:

1- вместе с обязательной частью - «4»

3- задания повышенной сложности.

Приведенные примеры уроков, на мой взгляд, отвечают принципам ЛОСО.

Критерии эффективности урока в системе ЛОО:

1) использование проблемных заданий;

2) применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

3) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

4) обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали (овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

5) стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

6) оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, какова динамика его продвижения в освоении ЗУНов;

7) отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.

8) При задании на дом называются не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Учитывая все выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

1. При планировании урока необходимо учитывать:

Индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику);

Индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны вычленить только главную мысль);

Индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. выполняют необходимые расчеты и т. п.).

2. Необходимо выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо от его успеваемости) по следующим параметрам:

Выявление содержания его субъектного опыта, включенного в образовательный процесс;

Предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по собственной инициативе) способов учебной работы с программным материалом, подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуальной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развернутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.);

Оценка не только результата, но главным образом процесса его достижения.

Обзор материала

Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

1. Феномен личностно ориентированного развивающего обучения

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентированная педагогика.

2. Личностно ориентированное развивающее обучение

Существующие модели личностно ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы:

Социально-педагогическая;

Предметно-дидактическая;

Психологическая.

Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Задача школы заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, «усредненный» вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т.п.

Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.

Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель - развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, «порций» подачи материала, сложности его переработки и т.п. В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление:

1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания;

2) интереса к его углубленному изучению;

3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности.

Организованные формы вариативного обучения, конечно, способствовали его дифференциации, но образовательная идеология при этом не менялась: поскольку личность продукт обучающих воздействий, значит, организуем их по принципу дифференциации. Организация знаний по научным направлениям, уровню их сложности (программированное, проблемное обучение) признавалась основным источником личностно ориентированного подхода к ученику. Создавалась ситуация, при которой дифференцированные формы педагогического воздействия (через организацию предметных знаний) определяли содержание личностного развития.

Предметная дифференциация строится с учетом содержания научного познания с опорой на классические образцы познания. На этой основе разрабатываются программный материал, научные тексты, дидактические материалы и т.п. Это приводит к углублению познания, расширению объема научной информации, ее более теоретическому (методологическому) структурированию. По такому пути идут авторы учебных программ для инновационных образовательных учреждений (гимназия, лицей, профильные классы), где дифференцированное обучение в его различных формах выступает наиболее ярко.

Между тем неучет в организации предметной дифференциации духовной (более личностно-значимой для ученика) порождает формализм в усвоении знаний - расхождение между воспроизведением «правильных» знаний и их использованием, стремление скрыть личностные смыслы и ценности, жизненные планы и намерения, заменить их социальным клише.

Психологическая модель личностно ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

В образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний.

3. Принципы построения личностно ориентированной системы обучения

Психологические модели личностно ориентированного обучения подчинены задаче развития познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматривались прежде всего как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание), а не индивидуальные способности. Средством развития этих способностей считается учебная деятельность, которая строится как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре.

В настоящее время нами разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым СУБЪЕКТНЫМ опытом.

Исходные моменты обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика - основная задача личностно ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.

Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно ориентированного обучения в школе?

Необходимо:

· во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются;

· во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей;

· в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

4. Технология личностно ориентированного обучения

Индивидуальность - обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно - и это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса:

Учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

При введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе.

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Ирина Сергеевна Якиманская - доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО.

Результаты многолетних теоретических и экспериментальных исследований были обобщены в докторской диссертации по теме «Развитие пространственного мышления школьника» (1980). В ней описана авторская концепция пространственного мышления, согласно которой основным содержанием данного вида мышления являются создание пространственных образов и мысленное оперирование ими. И.С. Якиманская показала, что практически нет ни одной области деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве (видимом или воображаемом) не играло бы существенной роли.

И.С. Якиманская впервые описала и экспериментально доказала, что по своей структуре пространственное мышление - многоуровневое иерархическое образование, основными качественными показателями которого являются тип оперирования пространственными образами, широта оперирования, полнота образа, используемая система отсчета. Все многообразие случаев оперирования пространственными образами было сведено к трем основным, приводящим:

1) к изменению положения воображаемого объекта,

2) к изменению его структуры,

3) к комбинации этих преобразований.

Выделенные показатели позволили всесторонне охарактеризовать структуру пространственного мышления, описать ее общие и специфические компоненты, проанализировать психологические механизмы формирования структуры пространственного мышления с учетом ее особенностей, что явилось базой для дальнейших исследований многих специалистов в области психологии и педагогики. Она справедливо утверждает, что «свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности».

Параллельно с исследованием путей развития пространственного мышления уже в ранних работах И.С. Якиманской зародилось и другое направление научной деятельности, которое сплотило вокруг нее еще большее число сторонников и единомышленников - это личностно ориентированный подход в обучении школьников. Размышляя над проблемой, поставленной в свое время Л.С. Выготским, о соотношении обучения и психического развития и критически анализируя современные психолого-педагогические теории, И.С. Якиманская пришла к выводу, что любое обучение можно считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно ориентированным. Полемизируя с основоположниками развивающего обучения, по мнению которых источник развития лежит вне самого ребенка - в обучении, И.С. Якиманская утверждает, что каждый ученик как носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта «...прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации».

И.С. Якиманская является автором более 200 научных работ. В их числе получившие широкое признание книги: «Развитие технического мышления учащихся» (1964; в соавторстве с Т.В. Кудрявцевым), «Развивающее обучение» (1979), «Развитие пространственного мышления школьников» (1980), «Знания и мышление школьника» (1985), «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» (19%, 2000), «Как развивать учащихся на уроках математики» (1996), «Технология личностно-ориентированного образования» (2000).

Скачать материал

И модели обучения различаются по подходам к организации учебного процесса и стилям педагогического управления.

Учебно-дисциплинарная модель обучения

Для учебно-дисциплинарной модели характерны знаниевый подход и авторитарный стиль педагогического управления. Суть знаниевого подхода к обучению состоит в том, что главной ценностью учебного процесса являются знания, а содержанием обучения - формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков (ЗУН). Поэтому при такой модели успешность ученика определяется объёмом усвоенных знаний, его умения и навыки отражают опыт применения знаний, все ученики подгоняются под стандартную систему подлежащих усвоению ЗУНов.

Индивидуальные особенности учитываются в той мере, в какой они способствуют либо препятствуют усвоению материала. Так, учебные задания могут дифференцироваться в зависимости от способностей ученика, учитель может индивидуально работать с отстающими над устранением пробелов в их знаниях, давать сильным ученикам задания повышенной сложности и т.д.

Дисциплинарная в названии данной модели можно трактовать в двух значениях.

Во-первых, активность учащихся поддерживается в рамках жёстко установленной дисциплины, учебные действия выполняются, потому что «так надо», «таков порядок». Необходимым условием такой дисциплины является авторитарный стиль педагогического управления, который в учебно-дисциплинарной модели реализуется посредством постоянного контроля педагогом учебной деятельности, четко выстроенной системы учебных заданий, требующих обязательного выполнения. Ученик выступает исполнителем предписаний учителя. Инициатива со стороны учеников нежелательна, т.к. она нарушает установленный порядок, «мешает дисциплине».

Во-вторых, ЗУНы «привязаны» к конкретным учебным дисциплинам. В учебно-дисциплинарной модели не предусматривается развитие междисциплинарных (общеучебных) умений и индивидуальных качеств, выходящих за рамки определённых программой ЗУНов: инициативности, самостоятельности, нестандартного мышления и т.д.


Как правило, в учебно-дисциплинарной модели слабо реализуется принцип связи обучения с жизнью, поскольку в ней несущественно, пригодятся ли ученику в дальнейшем усваиваемые знания.

Такая модель весьма эффективна в рамках знаниевого подхода. Однако сегодня знаниевый подход устарел, ему на смену пришел личностно-деятельностный подход , в котором главной ценностью выступает активная развивающаяся личность, и на первый план выходит способность ученика к правильным действиям в контексте реально существующих условий, а не имеющийся у него объем знаний.

Личностно ориентированная модель обучения

В личностно ориентированной модели обучения реализуется личностно-деятельностный подход. Главной ценностью выступает личность ученика, а доминирующим стилем педагогического управления является демократический стиль . Обучение строится как взаимодействие обучающего и обучаемых, инициатива которых приветствуется и поддерживается. Учитель стимулирует самостоятельность учеников за счёт развития их познавательного интереса, организует разнообразные формы учебной работы, стараясь выявить и максимально развить индивидуальные способности.

При демократическом управлении педагог действует совместно с обучающимися, они участвуют в планировании, организации, анализе и оценивании результата учебной деятельности. Их самостоятельная работа носит не репродуктивный (воспроизводящий) характер, как в первой модели, она становится продуктивной, поскольку обучающиеся сами находят информацию, осмысливают её, создают новый «продукт» (например, при использовании метода проектов).

Личностно ориентированная модель эффективно формирует у обучающихся общеучебные умения, способствует развитию их самостоятельности, инициативности, творчества, становлению активной развивающейся личности.