Досугово развлекательная деятельность и ее особенности. Клубная и развлекательная деятельность. Досугово – развлекательная деятельность

Конспект занятия по внеурочной деятельности

«Литературная ступенька»

(досугово-развлекательная деятельность)

Литературная палитра по произведениям С.Я Маршака

Форма проведения: литературная гостиная

Место проведения: развивающая зона МОУ «Центр образования», начальная школа

Цель: расширять представления детей о творчестве С. Я. Маршака; узнать о театральном искусстве на примере произведений С.Я. Маршака

Задачи:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД : получение новых знаний учащихся о произведениях С.Я Маршака, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; сравнивать героев произведения, определять особенности произведений.

Регулятивные УУД : формирование у обучающихся представления о добре и зле, позитивном отношении к окружающему миру;

Коммуникативные УУД : формирование умения слушать и понимать других в рамках диалога; формирование умения строить речевое высказывание; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе (планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев произведений по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, сверстниками, приходить к общему решению.

Методы обучения: словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

Оборудование:

Портрет С. Я. Маршака.

Выставка детских книг С. Я. Маршака.

Выставка детских рисунков по произведениям С. Я. Маршака.

Костюм почтальона.

Посылка с вопроса ми - заданиями викторины.

Презентация по вопросам викторины.

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас совместное занятие с родителями.

(слайд 1)

А что вы знаете о С.Я. Маршаке?

Посмотрите, каким он был в детстве.

Ребята, а знаете, что папа Маршака работал на заводе, где изготавливали мыло? Мама занималась домашними делами.

А вот таким Самуил Маршак был, когда учился в гимназии. В это время он написал свои первые стихотворения.

Поэт очень любил путешествовать, он побывал во многих странах. А во время войны читал свои стихи солдатам на фронте.

Поэт очень любил детей, поэтому часто устраивал встречи с ребятами, где знакомил их с новыми своими произведениями.

Вот такой памятник в Москве посвящен знаменитому поэту С.Я.Маршаку.

Стук в дверь, входит почтальон с посылкой в руках.

Инсценировка стихотворения « Почта».

Ребята, давайте откроем посылку и выполним все задания. Но задания не простые. Они из сказок и стихов поэта Самуила Яковлевича Маршака.

А у нас есть команды ребят и их родителей, которые называются «Усатые –полосатые», «Котята» и «Мышата».

Итак, первое задание из посылки.

1.Загадки по страничкам произведений С.Я.Маршака.

Почтальон загадывает загадку, которую сочинил Маршак, а та команда, которая знает отгадку, поднимает руку.

Для 1-й группы:

Всегда шагаем мы вдвоем

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью. (Обувь)

Для 2-й группы:

Бьют его рукой и палкой ни кому его неего не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (Мяч)

Для 3-й группы:

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду. (Велосипед)

Для 1-й группы:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

Для 2-й группы:

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы)

Для 3-й группы:

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И под конец совсем исчез. (Календарь)

Молодцы! Справились!

2. Работа с анаграммами «Зашумевшие линии».

Почтальон:

Послушайте второе задание (достает из посылки)

Ребята нужно составить слово и отгадать из какого оно произведения.

Для 1-й группы:

Коношым – мышонок.

Участники одной команды инсценируют «Сказку о глупом мышонке». Аудиосказка.

Для 2-й группы:

-яатяпаз- запятая.

Инсценирование стихотворения «Знаки препинания». Аудиосказка.

Для 3-й группы:

Ирыдол – лодыри.

Инсценирование стихотворения «Кот и лодыри». Аудиосказка.

3.Развлекательная игра «Доскажи словечко».

Для 1-й сказки.

«Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на_________(ремне),

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной__________(фуражке),

Ленинградский____________(почтальон)»

Из какого произведения строки? («Почта»)

Для 2-й сказки.

Сел он утром на (кровать),

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул (руки) -

Оказалось, это (брюки). («Рассеянный с улицы Бассеянной»)

Для 3-й сказки.

Стала петь мышонку (утка):

Га-га-га, усни, (малютка!)

После дождика в саду

Червяка тебе (найду.) («Сказка о глупом мышонке»)

Для всех групп. Кто быстрее ответит, то и дополнительный бонус получает.

Вот тебе под спинку

Мягкую (перинку).

Сверху на перинку

Чистую (простынку).

Вот тебе под ушки

Белые (подушки).

Одеяльце на пуху

И платочек (наверху). («Усатый полосатый»)

4. Литературная пауза «Бюро находок» .

(За каждый ответ- бонус команде)

Из каких произведений эти вещи?

Почтальон.

Ребята, в моей посылке лежат какие-то вещи, а откуда они, из каких произведений я что-то никак не могу вспомнить. Команда, которая знает ответ – поднимает руку.

Вещи: ведерко, конверт, кроватка, картина, сковорода, карандаши, жаба, утка.

5.Найди лишнее слово.

1.Что дама не сдавала в багаж?

Диван, картину, портфель, чемодан, кошку.

2.Какая няня не приходила к глупому мышонку?

Утка, собака, корова, жаба, лошадь.

3.Какого цвета не было на мяче?

Желтый, зеленый, красный, синий, голубой.

6.Физкультурная минутка.

Участники викторины быстро передают друг другу разноцветный мяч с пожеланиями.

7.Восстановить стихотворение «Пожелание друзьям»

Вот и подходит к концу наша викторина. С. Я. Маршак был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее и терпеливее,

Могут утешить и развеселить. Он предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Для вас, мальчишек и девчонок, Маршак написал стихотворение « Пожелание друзьям».

Это стихотворение лежит в каждом конверте для команд. Попробуйте его восстановить и выразительно прочитать.

8.Подведение итогов викторины.

Почтальон.

Ребята, все задания из посылки вы успешно выполнили,

итоги викторины подведены. Но в посылке еще что – то лежит. Как вы думаете, что?

Конечно, это книги С. Я. Маршака.

Рассматривать методики культурно-досуговой деятельности в современных условиях чрезвычайно сложно. Поэтому наиболее целесообразно этот вопрос рассматривать с точки зрения технологии. Этот подход наиболее универсален, так как дает возможность культурно-досуговую деятельность разложить на три основные составляющие: информационно-просветительную, художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Эти составляющие взаимосвязаны, тем не менее каждая из них имеет и свою специфику, свои преимущественные родовые методы подготовки и проведения культурно-досуговых программ. Все три типа деятельности имеют не только общие структурные компоненты, но и свою специфику в формах, средствах и методах, что и позволяет говорить о типовых методиках.

Информационно-просветительная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемные в творческом отношении художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Понятие "информация" в буквальном смысле означает "сообщение", "изложение". Информация - это не все знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентирования, для активного действия.

Информационно-просветительная деятельность учреждений культуры имеет присущие только ей формы, методы и выразительные средства, умелое использование которых помогает посетителям данного учреждения проникнуть в суть проблемы.

Средствами, формами и методами информационно-просветительной деятельности учреждения культуры информируют, просвещают, разъясняют, помогают людям на практике удовлетворить их насущные интересы в знаниях. Структурные компоненты информационно-просветительной деятельности учреждения культуры условно можно разделить на общие: субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление и видовые: экономика, политика, право, эстетика и т.д. Поэтому учреждения культуры через информационно-просветительную деятельность, используя активность людей могут вести с ними диалог, готовить программы по злободневным проблемам.

Термин “художественно-публицистическая деятельность” произошел от широко используемого в научной литературе термина “художественно-массовая работа”. Художественно-массовая работа рассматривалась как область деятельности учреждений культуры, в организации которой соединялись средства пропаганды, агитации и искусства. Степень их взаимодействия определась формами художественно-массовой работы от простейших в иллюстрированных художественно-пропагандистских мероприятиях, проводимых в клубном учреждении, до сложных, синтезированных в театрализованных праздниках, шествиях и манифестациях.

В современных условиях художественно-массовую работу следует называть “художественно-публицистическая деятельность”. Она отличается от информационно-просветительной тем, что в основе ее методики лежит поиск художественного образа и реального, конкретного события. Художественно-публицистическая деятельность призвана практически помочь процессу осознания мира личностью за счет воздействия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Культурно-развлекательная деятельность также является специфическим типом культурно-досуговой деятельности. Она отличается более активным, динамичным характером и свободным типом поведения посетителей учреждения культуры. Для культурно-развлекательной программы необходим высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы.

Культурно-развлекательная деятельность способна удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Поэтому она деятельность позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление.

Каковы механизмы функционирования информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры?

Перед информационно-просветительным типом деятельности стоит задача удовлетворения потребности человека в получении информации, но она не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до аудитории, а предлагает их слияние с имеющимися у человека знаниями, с его собственным жизненным опытом, формирование у него убеждений. Преимущество и сила методики информационно-просветительного воздействия заключаются в том, что полученная в стенах учреждения культуры информация (знания, нормы, ценности) в процессе усвоения людьми корректируются, становятся их собственностью.

Существует много различных видов информации: социальная, политическая, научная, художественная, техническая, экономическая и т.д., которые связаны с пониманием и действуют на сознание человека, то есть на его рациональное начало. Если информация эмоционально окрашена, то она может сначала действовать на эмоции.

В методике информационно-просветительной деятельности учреждений культуры содержание тесно взаимодействует с социальными, психологическими и педагогическими процессами. Их взаимодействие и определяет специфику методики информационно-просветительной деятельности учреждений культуры. Она воплощается в формах, непосредственно несущих научные знания: лекции, беседы, доклады, кинолектории, просветительные кружки и школы, в которых преобладает содержательная сторона. В другую группу можно включить те формы, где содержание дополняется средствами художественной выразительности: устные журналы, устные альманахи, чтения, культурно-художественные бригады, клубные объединения, народные университеты.

Широкое использование в устном выступлении приемов ораторского искусства, возможностей голоса, мимики, жестов позволяет усилить смысловое содержание информации и т.д. Поэтому "живое слово" - более оперативный путь донесения до слушателей фактов, их комментариев, чем сообщение с плохо выраженной формой подачи материала.

Изучение мотивов посещения людьми информационно-просветительных программ в учреждениях культуры позволяет полнее использовать потенциальные возможности этой методики. Например, во Дворце культуры железнодорожников г. Брянска регулярно проходит выпуск устного журнала "Наш телетайп". Его назначение - оперативно информировать железнодорожников об актуальных проблемах железнодорожного транспорта и конкретно местной дороги. "Телетайп" выходит два раза в месяц. Его проводят два-три человека: сменяя друг друга, они сообщают о различных фактах, событиях местной производственной и культурной жизни, комментируют их, тесно связывая с проблематикой общественной жизни страны. "Телетайп" быстро завоевал популярность, вышел из стен учреждения культуры в трудовые коллективы.

Анализ практики показывает, что чем активнее человек воспринимает информацию, а приобретаемые знания соотносит с практикой, творчески их перерабатывает, тем скорее они становятся руководством к действию. Поэтому методика информационно-просветительской деятельности строится с учетом законов восприятия личностью окружающего мира.

Естественно, что учреждения культуры не могут составить конкуренцию в оперативности средствам массовой информации: телевидению, радио, печати, да в этом и нет необходимости. Наоборот, имея возможность непосредственного общения с аудиторией, прямого контакта с ней, оценивая ее реакцию специалисты учреждений культуры дополняют средства массовой информации квалифицированными комментариями событий с учетом интересов конкретной аудитории.

Создание атмосферы взаимного доверия и доброжелательности - непременное условие успеха всех информационно-просветительных программ.

Каждая аудитория, к которой обращена информация, характеризуется определенным состоянием сознания: жизненными ориентациями, интересами, наконец, мотивами посещения учреждения культуры.

Знание аудитории - непременное условие успеха информационно-просветительской деятельности. Другим условием эффективности информации является ее достоверность. Любое искажение правды травмирует людей, приводит к утрате доверия к учреждению культуры. Поэтому при подготовке и проведении информационно-просветительных программ специалисты учреждений культуры опираются на достоверные источники получения информации. Отбор фактов - основа каждого сообщения.

Специалисты учреждений культуры не ставят целью установление новых истин. Соответственно и фактические данные имеют здесь свое функциональное назначение: факт ценен как раз своей конкретностью, единичностью. Хорошим подспорьем для специалиста, занимающего информационно-просветительной деятельностью является документальная литература: очерки, письма, дневники, мемуары, автобиографии.

Своеобразие нашего времени состоит в том, что исторический документ получил самостоятельное эстетическое значение. Усвоение факта для литературы никогда не было проблемой: факт был и, наверное, будет ее главным источником, но теперь этот источник стал ценен для нас и сам по себе. Интерес к историческому документу, как и к живому факту текущей жизни, предопределил необычайную популярность мемуарного жанра.

Особой привлекательностью "первофакта", документа объясняются такие получившие распространение формы информационно-просветительной деятельности, как пресс-конференция, интервью, репортаж. Использование документа в этих формах несет большой интеллектуальный и эмоциональный заряд.

Наглядность подачи материала, доказательность мыслей, идей, преподносимых слушателю, зрителю, являются важнейшим показателем профессионального мастерства специалиста учреждения культуры.

Ведущим, родовым методом информационно-просветительной деятельности является иллюстрирование, которое позволяет активизировать мышление, включить память, вызвать в сознании определенные ассоциации.

Следует иметь в виду, что новые формы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры основаны на самых различных видах иллюстрирования: предметном (экскурсии, использование в качестве иллюстраций растений, животных, образцов горных пород, строительных и других материалов), изобразительном (картины, фотографии, модели, муляжи), образном (по памяти).

Иллюстративность (показ) сама по себе предполагает активность воспринимающего. Видеть - это не просто созерцать, но и понимать видимое. Наглядность сообщает правильное направление мышлению, активизирует его, развивает воображение и делает знания более обстоятельными.

Иллюстративность способствует лучшему запоминанию и сознательному усвоению материала, так как вызывает у человека различные ассоциации, которые помогают ему запомнить и впоследствии додумать и более глубоко осмыслить все увиденное и услышанное. В конечном счете восприятие, память, активное внимание и знания - необходимые условия мышления: когда мы думаем, мы сосредоточиваемся на чем-либо, что является темой нашего мышления, а свое содержание мышление берет из опыта, своего или усвоенного чужого. Значит, чтобы привлечь внимание к подготовленной информационно-просветительной программе, специалисту учреждения культуры необходимо так организовать материал, чтобы активизировать мысль человека, возбудить его чувства.

По уровню, силе восприятия аудиторией программы можно судить, насколько она удалась, какой резонанс вызвала в общественном мнении. Вот почему специалисты учреждений культуры должны со всей ответственностью относиться к выбору форм и методов информационно-просветительной деятельности, ибо это направление работы учреждений культуры ориентировано не только на распространение знаний, но и на развитие у посетителей активности, способности формировать общественное мнение. Учреждение культуры как система сохраняет свою целостность и устойчивость благодаря способности собирать, обрабатывать и использовать информацию о потребностях, интересах, вкусах потенциальной аудитории.

Есть немало интересных примеров того, как содержательная, качественная сторона используемых в настоящее время методов и форм полностью соответствуют единству содержания и формы. Без соблюдения этого условия никакие технологические ухищрения, какими бы изобретательными они ни были, не смогут обеспечить функционирование подлинной информационно-просветительной деятельности.

Итак, методика информационно-просветительной деятельности учреждений культуры одновременно решает две задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.

Методика художественно-публицистической деятельности учреждений культуры пронизывает всю их деятельность и обладает наиболее сильным воздействием на аудиторию за счет эмоциональной силы искусства. Эмоциональное воздействие на зрителей и слушателей здесь достигается выразительной силой подачи материала, образностью, художественностью.

Методика художественно-публицистической деятельности сохраняет общие черты, присущие культурно-досуговой деятельности в целом: полифункциональность, активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т.д. Но наряду с общими чертами как особый тип методика художественно-публицистической деятельности имеет и свою специфику:

Возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;

Использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия;

Конкретизация художественно-публицистической деятельности, использующей реальные и художественные образы;

В основе методики художественно-публицистической деятельности лежит драматургия высокого уровня, особенностями которой являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоциональных выразительных средств воздействия. Их разнообразие значительно богаче, чем в театре или кино. Основной вид драматургии - сценарий. Его характеристики: целостность будущей программы, взаимная согласованность всех эпизодов; поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, жизненного факта; новизна тематики, содержания, применения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия. Использование различных видов и приемов монтажа усиливает восприятие материала.

Специфические черты имеет драматургия художественно-публицистических программ: использование художественного материала из всех видов искусства, или поиски оригинального художественного образа; реализация в программе документального материала; соблюдение оптимального соотношения художественного и документального материала; оценка событий, фактов, выявляющая четкую авторскую позицию; активный характер драматургии художественно-публицистических программ.

Необходимо помнить, что использование художественного и документального материала вызывает необходимость применения в драматургии художественно-публицистических программ метода монтажа, который позволяет располагать этот материал в соответствии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминации и развязка). Еще один закон в драматургии художественно-публицистических программ - гармоническое единство, целостность всего происходящего, работающего на художественный образ.

В сценарии программы - подробной литературной разработке его содержания - излагаются мельчайшие детали будущего действия, создается модель программы. В сценарии программы все разнохарактерные эпизоды необходимо соединить единым композиционно-целостностым содержанием, что позволит всесторонне раскрыть идею, полно изложить содержание, наполнить его эмоциональным зарядом и, наконец, облегчить восприятие материала через нарастание контрастности и связанности.

Добиться этого возможно лишь при овладении родовым методом драматургии культурно-досуговых программ - монтажа. С помощью этого метода можно создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, соединив различные элементы в единую логическую композицию, подчиненную общему драматургическому замыслу. Особенно важно помнить, что сценарий понятие синтетическое, соединяющее воедино работу драматурга, режиссера, менеджера и актива. Часто в учреждениях культуры драматург и режиссер выступают в одном лице.

Режиссура в художественно-публицистической деятельности является основным компонентом технологического процесса воплощения сценария. Художественное кредо режиссера определяется его эстетическим идеалом, творческими методами, материальными и творческими возможностями учреждения культуры.

Режиссура художественно-публицистических программ дело коллективное. Режиссер не только обеспечивает себя активом, но и создает условия для творчества своих коллег - художника, композитора, хореографа и др.

Основным творческим методом в художественно-публицистических программах является метод театрализации. Однако применяется он как правило совместно с иллюстрированием и игрой.

При подготовке художественно-публицистической программы создается инициативная группа, которая обсуждает общий замысел и примерную структуру, уточняет тему, намечает сроки и место ее проведения; определяет состав потенциальной аудитории, конкретизирует жанр и приемы подачи содержания.

В этот период в сознании режиссера уже выкристаллизовывается предварительный вариант творческого замысла художественно- публицистической программы. Режиссерский замысел - это проект постановки, эквивалентный драматургическому материалу. Уточнение режиссерского замысла происходит одновременно с корректировкой сценария. Этот процесс можно сформулировать следующим образом: идея - практика - идея. Режиссерский замысел апробируется на репетициях, под влиянием художественных устремлений активистов и участников программы он может видоизменяться.

Все изменения режиссер вносит в режиссерскую документацию, которая составляется после утверждения плана. В режиссерский план постановки входят: монтажный лист, музыкальная и световая партитура, сценарный план киноматериала и диапроекций, рабочая схема программы, репетиционный план, план-дислокация, схема связи, транспорта и техники, схема охраны порядка, обеспечения техники безопасности и т.д.

Как видим, методика художественно-публицистической деятельности ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание - восприятие - представление - воображение - переживание. Этот ряд схематичен и условен потому, что психологические формы художественно-публицистической деятельности неизмеримо богаче тех, что здесь названы, и потому, что в живом процессе художественности они не сосуществуют одна рядом с другой и не следуют одна за другой, а проникают друг в друга, сливаясь в единый, целостный процесс.

Методика культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры является одной из наиболее сложных. На практике это направление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной стороны организация отдыха и развлечений в учреждениях культуры - дело популярное, а с другой - уровень этой деятельности все еще остается низким.

Отдых и развлечение - это период воспроизводства рабочей силы, а значит, от того, как человек использует эти часы зависит его последующая деятельность.

Организация отдыха и развлечений в учреждении культуры требует высокого уровня профессионального мастерства специалистов, их фантазии и выдумки, оригинальных решений.

Одной из причин низкого уровня этого направления деятельности в учреждениях культуры является то, что специалисты еще слабо усвоили разницу в понятиях "отдых" и "развлечения". В процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Отсюда, развлечения требуют особой физической и эмоциональной нагрузки. Природа отдыха и развлечений определяет свою аудиторию. Для молодежи характерны развлечения, а отдых необходим людям старшего возраста. Полноценный отдых предполагает познавательную активность, получение знаний, развитие интеллекта, смену видов деятельности. Развлечения развивают у человека сноровку, находчивость, быстроту ориентировки, проходят весело, темпераментно, с творческой фантазией.

Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержательным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего настроения значительно продлевает работоспособность и жизнь.

Отдых в учреждениях культуры носит массовый, групповой и индивидуальный характер. Организовать коллективный отдых - значит включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные интересы с общественными, добиться соответствия его индивидуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация отдыха по своей сути выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самого населения, его умения отдыхать.

В последнее время в учреждениях культуры предпочтение отдается общесемейному проведению досуга. Пока большинство людей предпочитают пассивные формы отдыха - просмотр видеокассет, прослушивание музыки и т.д. Значительно сократилась роль книг, газет, лекций. Сужение круга интересов можно объяснить расширением объема деловых связей, большой занятостью домашними делами, повышением значимости общесемейных форм досуга. Примерно 68% людей не находят для себя полезных занятий для отдыха и ищут любую компанию, чтобы растратить свое свободное время впустую, а порой и во вред своему здоровью.

Отдых и развлечения представляют собой особый вид деятельности, в котором большое место должна занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность.

Активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных - на веселые, с умственной нагрузки на - физическую, с личных дел и интересов - на общественные, с познания - на развлечение, с пассивного отдыха - на активный, и наоборот.

Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры "схемы переключений" и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий, их энергетические, временные и другие лимиты, их психофизиологическую ценность для разных категорий людей. Следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональную нагрузку воздействий на человека в процессе отдыха и развлечений, между которыми имеется определенная взаимозависимость.

Основным методом в культурно-развлекательной деятельности является игра. Игра выступает в двух ипостасях - как метод подготовки программы и как форма. Как форма, игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровые правила; потребности в игровой деятельности.

Как метод, игра представляет собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой инициативы играющих.

Следует учитывать специфику различных видов отдыха: праздничный, повседневный, воскресный и семейный отдых. Каждый из этих видов отдыха имеет свою психологическую основу.

Праздничная ситуация максимально активизирует эмоциональную сферу человека. Характер отдыха зависит от особенностей самого праздника. Организаторы праздника стремятся подчеркнуть социальную значимость события, вовлечь максимальное число людей в единое праздничное действие. Высокий эмоциональный настрой дает возможность повысить эффективность праздничного процесса. Эту особенность необходимо учитывать при организации праздничного действия независимо от того, какие методы будут использоваться при его подготовке.

Для повседневного неорганизованного отдыха в учреждениях культуры создаются специальные условия: молодежные гостиные с уютными кафе, читальным залом, кинолекционным залом, зимним садом, зеленой гостиной с аквариумами и кинодемонстрационным и выставочным залами, игровыми залами. Происходит формирование нового стиля сферы развлечений на основе новой техники и технологий. Бурное развитие аудиовизуальных и технических средств во многом определяет сейчас формы отдыха и развлечений.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие “методика культурно-досуговой деятельности”.

2. Почему методика культурно-досуговой деятельности является творческим процессом?

3. Классификация методик в культурно-досуговой деятельности?

4. Типовые методики культурно-досуговой деятельности. Их специфика?

1. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М.: Политиздат, 1989 .

2. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. - М., 1994.

3. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М.: Просвещение, 1989.

4. Организация и методика художественно-массовой работи. / Под ред. Генкина Д.М. - М.: Просвещение, 1987.

5. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. - М.: МГИК, 1991.

Развлечение - это такой вид человеческой деятельности, который характеризуется несерьезным легким отношением к осуществленной деятельности в целях повышения настроения, отвлечения, увлечения, отдыха, восстановления сил.

В качестве развлекательной деятельности может выступать любой вид человеческой деятельности. Развлекательная деятельность очень важна, так как она выполняет восстановительную функцию.

Основным критерием в определении является ли эта деятельность развлекательной или нет, выступает отношения человека к этой деятельности. Если индивид занимается какой-либо деятельностью не вдумчиво, поверхностно. В целях повышения своего настроения, отдыха, то данная деятельность может быть отнесена к развлекательной.

Основные виды развлекательной деятельности:

Игры, танцы;

Просмотр кино и видеофильмов;

Чтение книг и журналов;

Легкое общение;

Анимации;

Дни смеха.

Развлекательные мероприятия так же принято называть дивертисментом.

Дивертисмент (фр. - увеселения, развлечения) - театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению.

Психологические факторы эффективности социально-культурного воздействия в развлекательных мероприятиях определяется:

  • Набором производственных операций (разножанровостью номеров программы) ;
  • Применением разнообразных выразительных художественных приемов;
  • Оптимальным использованием путей воздействия на зрителя (участника);
  • Через эмоционально-чувствительную сферу его психики;
  • Наличием развлекательных действий (их количеством среди номеров культурной программы или самим фактом проведения развлекательного мероприятия) .

В числе отличительных характере развлечений можно провести следующее:

  • Непродолжительность по времени (от 3-5 до 15-20 минут)
  • Поверхностное, невдумчивое участие
  • Отсутствие состязательности и соревновательности.
  • Позитивно-эмоциональный эффект от участия зрителей (участников) в развлекательных мероприятий

Таким образом, культурно-развлекательные технологии это такие технологии социально-культурной деятельности, сущностное содержание которое реализуется в организации и подготовки социально-культурных мероприятий в целях увеселения, поднятия настроения, отдыха или восстановления сил человека.

  1. История Развития культурно-развлекательной деятельности.
    1. Зарождение игровых программ.

    Феномен игры возник еще на заре человеческой истории. О том, какое место занимала игра в жизни первобытного человека, можно лишь предполагать, основываясь на археологических данных или описаниях, содержащихся в трактатах древних мыслителей. Однако даже на гипотетическом уровне представляется, что у первобытного человека игра являлась тем привлекательным моментом жизни, который делал ее радостнее и романтичнее. Ритуальные танцы, разыгрывание сюжетов предстоящей охоты и др. - все находило отражение в игровых действиях первобытного человека.

    Известно, какое значение придавалось игре в Древней Греции и Древнем Риме. Зрелищные массовые игры являлись неотъемлемой частью политической и культурной жизни населения, составляли основное содержание праздничного досуга. Далее, игра, пройдя сквозь эпоху Средневековья - период яростного запрещения всяких игр, позже Возрождения и последующих эпох стала неотъемлемой частью жизни, отдыха и развлечений человека. Слоган - игре столько лет, сколько человечеству - только подтверждает социокультурное значение игры.

    Глубокое исследование феномена игры было осуществлено нидерландским ученым, историком культуры Й. Хейзингой (1872-1945). В его главном труде «Ноmо ludens» (Человек играющий) содержится обширный теоретический анализ игры как универсального явления культуры. Слово «универсальный» подчеркивается здесь не случайно, поскольку Хейзинга рассматривает игру как основу всех видов жизнедеятельности человека - труда, отдыха, развлечений, правосудия, искусства, науки, политики. Несмотря на то, что автор сам признает, в ряде случаев, дискуссионность своих суждений, многие его определения, характеристики игры заслуживают самого пристального внимания и изучения.

    Хейзинга исходит из концептуальной идеи, что вся «человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра» 91 . Аргументируя этот тезис, Хейзинга утверждает, что элемент состязательной игры содержит правосудие, представляющее собой поединок спорящих сторон. Облачение судей в мантии и парики только доказывает игровую сущность этой сферы деятельности человека.

    Далее, по мнению Хейзинги, «из всех вещей ничто не стоит так близко к чистой идее игры, как сущность поэзии». Поэзия в своей первоначальной функции как фактор культуры рождается в игре и как игра. Связь поэзии с игрой касается не только внешних форм речи, так же полно проявляет себя в формах образного воплощения, в мотивах и способах их оформления и выражения. То, что поэтическая речь делает с образами, есть игра. Она располагает их в стилистическом порядке, она вкладывает в них тайны, так что каждый образ, играя, отвечает на какую-либо загадку. Как соперничество в разгадывании загадок порождает мудрость, так поэтическая игра рождает на свет прекрасное слово. И над тем, и над другим господствует система правил игры.

Основные сущностные свойства игры , по Хейзинге, сводятся к следующему. Игра есть свободная деятельность, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, протекающее в определенных, рамках места, времени и смысла по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимого. Игровое действие сопровождается чувствами подъема, напряжения и несет с собой радость и разрядку.

Игра - свободная деятельность в свободное время, не затронутая проблемой детерминизма, она есть украшение жизни, ее существенное дополнение, творящее духовную атмосферу, необходимая человеку и обществу вследствие заключенного в ней смысла, выразительной ценности, завязываемых ею духовных и социальных связей, как необходимая культурная функция, находящая свое место в сфере праздника и досуговой деятельности.

Игре свойственно такое внутреннее качество, как «этическое содержание», выражающееся в строгих правилах игры, устанавливаемых самими игроками. Нарушение правил разрушает «здание» игры. Она мгновенно теряет свой смысл (Я так не играю!). Игра обладает неким воображаемым пространством, в котором проходит игровое действо и в котором царит свой собственный порядок, и в этом смысле она разыгрывается как «спектакль», как «праздник» внутри реального обособленного игрового пространства.

Внутреннее качество игры - состязательность, которая выступает в открытой (зримой) и скрытой (незримой) формах. Дух соперничества присутствует почти в каждой игре.

Игра - явление многофункциональное. Ее функции - познавательная, обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, психофизическая, гедонистическая, релаксационная говорят об универсальности игры, способности влиять на человека, охватывая все его духовные и физические грани жизнедеятельности. «Игра человека есть социальный и эстетико-культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура - трудом и общением» .

В этой связи среди многочисленных функций игры следует особо выделить эстетическую функцию. Игра, в первую очередь, относится к категории прекрасного, поскольку в «хорошей» игре происходит становление и развитие лучших духовных и физических качеств человека, порой достигающих своего совершенства. Игра, в своей основе лишенная утилитарного содержания, вскрывает в человеке качества, присущие только человеку фантазию, воображение, творческое отношение к окружающей действительности.

Игра, в высшем своем проявлении, не создавая никаких материальных ценностей, обладает бесценным качеством творить духовный мир личности. Благодаря игровому началу, пронизывающему все человеческие отношения, могут существовать миф, сказка, театр, балет, живопись, скульптура, поэзия, музыка - все искусство с его условными формами отражения мира вещей и чувствований.

    1. Зарождение танцевально-развлекательных программ

Прообраз социально-бытового танца возник еще в условиях первобытнообщинного строя как своеобразное художественное воспроизведение различных процессов жизнедеятельности первобытного человека - охоты, трудовых процессов, подражания повадкам птиц и зверей, стихийным проявлениям природы. Эти первые танцевально-пластические формы обладали определенным образным смыслом, выявляли состояние душевного мира первобытного человека. С развитием человеческой цивилизации у многих племен танцем отмечалось всякое важное общественное событие, требовавшее массового действия - сбор плодов, начало охоты, военный поход и другие торжества.

В Древней Греции и Древнем Риме танец был частью культа, который исполнялся в честь почитаемых богов, позже стали развиваться военные, атлетические и другие танцевальные формы, постепенно обретавшие первые черты профессионального хореографического искусства, в которых греки видели способы совершенствования и облагораживания человека. Уже в те времена появилось такое явление, как танцевальная музыка, сопровождавшая разные виды танцев - дворцовые, церемониальные, театрализованные, храмовые.

Со временем выделяется танец, который становится массовым явлением, средством развлекательного досуга, частью праздничного и повседневного быта. Такой танец современные исследователи определяют как социальный танец, как «вид танца, который никогда не был связан с религией или обрядом, а служил развлечением.

Социальный или массовый танец изначально характеризовался динамичностью, непрерывным изменением и рождением новых форм, заразительной способностью не только распространяться в пределах одной этнической группы, в рамках одной национальной территории, но и пересекать любые границы других государств. Это явление объяснялось спецификой многих форм массового танца - простотой и доступностью танцевальных движений, что и способствовало его быстрой популяризации.

Так, например, зародившиеся во Франции в XV в. такие танцевальные формы, как фарандола, бранлъ, в скором времени танцевала вся Европа, сначала в народно-крестьянской среде, за тем на светских балах. Массовые танцы XVI-XVII вв., распространенные в европейских городах, отличались большим разнообразием. Среди них медленные, плавные танцы-шествия - павана, аллеманда, сарабанда, чакона; умеренно-скорые, скользящие - куранта, менуэт; быстрые с прыжками и подскоками -галъярда, бурре, гавот, жига. Имея изначально народное происхождение, в городской среде эти танцы претерпевали значительные изменения и, став частью придворных ритуалов, приобретали черты чопорной сдержанности.

Время функционирования того или иного вида массового танца может измеряться и десятилетиями, и целыми веками. Появление новых танцевальных форм не упраздняет предшествующих. В одних формах происходит трансформация ритмических рисунков, в других сохраняется первоначальная идентичность формы, благодаря чему массовая танцевальная культура прошлого представляет исторический раритет, непреходящую кулътур-но-зстетическую ценность. Это такие танцевальные формы, как менуэт, гавот, экосез, темпераментная мазурка, которые танцевали в Европе с конца XVII в. включительно до первой половины XIX в., торжественный и величественный полонез, возникший еще в конце XVII в. и просуществовавший до начала XX в. Одна из существенных характеристик этих танцев - их церемониальность, парадность и сложность композиционных перестроений, что, в свою очередь требовало предварительной подготовки, которой и занимались специальные учителя, обучавшие детей танцевальному искусству как одному из направлений вхождения их во взрослую жизнь.

Массовая танцевальная культура в течение многих веков подразделялась на два главных направления - народную и светскую.

Возникновение той или иной танцевальной формы и модного музыкального направления, возможно, не имеет прямолинейной зависимости, но, находясь в едином социокультурном пространстве, они взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние на стиль и манеру танцевания, формируя ритмическую основу танцевальной формы. Так, например, новое музыкальное направление - джаз, возникший в конце XIX - начала

Рок-музыка, появившаяся в середине XX столетия, кардинально изменила массовую культуру в целом, став символом времени молодых поколении. По мнению исследователей, рок с самого начала был больше социальным явлением, чем музыкой, поскольку в нем нашел отражение извечный протест молодежи против «скуки, фальши и безысходности» общественной жизни, и рок-музыка в этом смысле предоставляла все условия для выражения своего «идеологического» отношения к этой жизни, порой бессознательного, но настойчивого утверждения своей самоценности, что, в свою очередь, еще больше увеличивало духовную пропасть между молодым поколением и старшим, воспринимавшим рок-музыку как антикультуру.

Краткое описание

Цель: изучить особенности технологии организации досуговой деятельности в различных типах культурно-досуговых программ.
Задачи:
Изучить исторические истоки и эволюцию развлечений в сфере досуга общества.
Выявить методические основы технологии подготовки и проведения игровых культурно-досуговых программ.
Исследовать особенности реализации культурно-развлекательных технологий при организации конкурсно-зрелищных программ.
Проанализировать технологические особенности организации и проведения танцевально-развлекательных программ.
Доказать эффективность реализации современных культурно-развлекательных технологий в различных типах культурно-досуговых программ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Культурно-развлекательные технологии в социально-культурной деятельности.
Понятие и сущность социально-культурной деятельности.
Технологии социально-культурной деятельности. Понятие и виды.
Культурно-развлекательные технологии социально-культурной деятельности.
2. История Развития культурно-развлекательной деятельности.

2.1. Зарождение игровых программ.
Зарождение танцевально-развлекательных программ
Зарождение конкурсно-зрелищных программ
3. Анализ содержания и организации культурно-развлекательных технологий в современных условиях.
4. Перспективы развития культурно-развлекательных технологий в 21 веке.
Глава 2: Реализации современных культурно-развлекательных технологий в различных типах культурно-досуговых программ.
2.1. Организация игровых программ.
2.2. Организация Конкурсно-зрелищная программ.
2.3. Организация танцевально-развлекательных программ.
Заключение
Список Литературы

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Виды и направления внеурочной деятельности.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно- ценностное общение;
  4. досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско – краеведческая деятельность;

1. Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу « Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин.

На первый взгляд может показаться, что все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни).

Однако это не вполне верно. Данного уровня результатов можно достичь лишь в том случае если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причем важны будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи. Отсутствие элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности должна быть привнесена ценностная составляющая.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания:

Для младшей школы

Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой

же приятной, как на даче или в деревне?

Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске?

Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям?

2. Проблемно- ценностное общение .

Проблемно -ценностное общение, в отличии от досугового общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно- ценностное общение школьников может быть организованно в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно - ценностных дискуссий.

Для достижения результатов первого уровня – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни – оптимальная форма этической беседы.

Этическая беседа – это не лекция педагога по морально- нравственной проблематике. Это обращенное к слушателям развёрнутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик).

Хорошо организованная беседа- это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации.

В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог - Дети. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого - обмен детей непродолжительными репликами). А без отстаивания своего мнения перед лицом другого, особенно сверстника (он равен мне, поэтому в случае неудачи трудно всё списать на превосходство в возрасте, опыт, знания), непросто понять, готов ли ребенок всерьёз отвечать за свои слова. Иными словами ценит ли он то, что утверждает, или нет.

Понять это можно участвуя в дебатах.

Эта образовательная форма способна при правильном использовании обеспечить достижение результатов второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно- ценностной дискуссии. Обсуждение строится таким образом, чтобы человек встал перед выбором: действовать или нет? Именно эта образовательная форма призвана содействовать достижению результатов третьего уровня -- получению школьниками опыта самостоятельного социального действия.

3.Досугово – развлекательная деятельность

(досуговое общение).

Достичь в досугово - развлекательной деятельности школьников воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) можно в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в театр, музей, концертный зал, галерею.

Впрочем, культпоход культпоходу рознь.

Например, обычно посещение школьным классом музея

проходит по следующей схеме:

распространитель музейных билетов приходит в школу;

классный руководитель по своему усмотрению выбирает

тему и об этом сообщает учащимся;

школьники в добровольно- принудительном порядке сдают

педагогу или ответственному однокласснику деньги на

класс идет в музей;

обсуждение, если и происходит, то носит

спонтанный характер.

Превращая культпоход в музей из формальной акции в событие воспитания, педагогу предстоит организовать его принципиально иным образом, в частности:

вместе с учащимися встретиться с распространителем

музейных билетов;

организовать составление школьниками приветственного

обращения к музею;

договориться с работниками музея о том, что кто-то из них

встретит ребят, введет их в

пространство музея;

организовать после просмотра экспонатов, встречу с

работниками музея;

предложить желающим школьникам выполнить творческие

работы и передать их в дар музею.

На достижение в досугово - развлекательной деятельности детей воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)нацелены такие формы, как концерт, инсценировка, праздничный « огонёк», разумеется, при условии организации силами самих школьников.

Для того, чтобы досугово - развлекательная деятельность школьников начала обеспечивать достижение воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), её необходимо перенести в общественное пространство. Иными словами, начать строить досуг других людей, не попадающих в категорию близких. Например, можно организовать в районе школы ярмарку.

Алгоритм проведения ярмарки включает:

общий сбор, который может сопровождаться линейкой,

карнавальным шествием;

свободное движение участников по пространству;

свободный выбор аттракциона и участие в нём;

финальный сбор, с аукционом или без него.

4.Игровая деятельность.

В многообразии определений игры в качестве опорного приведём следующее: игра есть действие, протекающее в определенных рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъёма и напряжения отрешённости и восторга (Й. Хейзинга)

Во - первых игра расширяет сферу педагогической деятельности, обогащает профессиональную позицию педагога так называемой игровой позицией.

Игровая позиция педагога, по мнению С.Д.Полякова, вытекает из двух основных признаков игры- двуплановости и роли.

Двуплановость – развёртывание игрового поведения сразу в двух пространствах: в реальных обстоятельствах и в условном пространстве, где хозяева - не задачи реальной деятельности общения, а отвлеченные от реальности воображаемые условия.

Участники игрового общения, игровой деятельности в той или иной степени сознают ролевой характер своего поведения.

Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что помогает педагогу совершать разнообразные манёвры в поле делового и личностного общения.

5. Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность).

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идет о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество - высшая форма социальной деятельности: созидательный процесс; направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.

Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

6. Художественное творчество.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных

противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

7.Трудовая (производственная) деятельность.

Под традиционное определение труда как осознанной, энергозатратной, общепризнанной целесообразной деятельности, требующей от человека приложения усилий и осуществления работы, попадает и учебная деятельность.

Однако справедливо возвышающий учение принцип «хорошая учеба-это настоящий труд» в последнее время стал использоваться к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, неучебных форм трудовой активности детей из школьной жизни. Именно поэтому, говоря о трудовой деятельности школьников мы вводим уточнение - «производственная». Речь идёт о труде, в котором мальчишки и девчонки по меньшей мере производят продукт(вещь, услугу, информацию и т. п.), причем значимый не только для них, но и для других людей.

Достижение в трудовой деятельности школьников воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) возможно в рамках таких хорошо известных образовательных форм, как кружковые занятия техническим творчеством (авиамоделированием, судомоделированием и т.д.), домашними ремёслами, народными промыслами. Именно здесь закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых.

Для современных младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструкторами « Лего».

На достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы, как коллективная трудовая игра, детская производственная бригада под руководством взрослого. Здесь воспитывающим фактором, помимо продуктивности, становится особое производственное общение.

Замечательные коллективные трудовые игры «Почта» и «Фабрика» описаны И. П, Ивановым в его книге « Энциклопедия коллективных творческих дел».

Детско - взрослое образовательное производство обязательно выходит на экономический рынок, начинает производить общественно- полезную продукцию.

И именно благодаря этому оно является той образовательной

формой, которая обеспечивает достижение в трудовой деятельности

воспитательных результатов третьего уровня – получение детьми

опыта самостоятельного общественного действия.

8. Спортивно - оздоровительная деятельность.

На тему воспитательных возможностей внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности подготовлена специальная образовательная программа, в которой представлены воспитательные результаты и эффекты, культурные формы и содержание деятельности.

В нашей школе ведется 2 часа внеурочной деятельности: « Азбука содержания животных», « Риторика».

Курс « Азбука содержания животных» рассчитан на 33 часа.

Цель курса - формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения

к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа курса даёт возможность его использовать.

На занятиях дети с удовольствием рассказывают о своих любимых питомцах, рисуют, лепят фигурки животных.

Также получают информацию из дополнительной литературы.

Много информации берем из периодического журнала « Мой зоомир».

Рабочая программа по «Риторике» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

На основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;

На изучение отведено 33 часа в год(1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.

Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые перед учениками ставит сама жизнь.

кафе библиотека развлечение индустрия

На рынке российских предприятий, занятых непосредственным развлечением людей, представлены как заведения с очень широким спектром услуг для разных групп посетителей, так и узкоспециализированные центры, предлагающие единственную услугу либо небольшое число услуг, ориентированных на определенную аудиторию, это специализированные развлекательные центры, многофункциональные развлекательные комплексы, а так же развлекательные площадки в торговых центрах. Рынок участников индустрии развлечений четко сегментирован: есть компании, занимающие существенные доли в своих сегментах, но нет игрока, который занимал бы больше 1% рынка в целом.

На рынке развлечений практически нет сетевых операторов, в том числе иностранных, кроме, пожалуй, игорного бизнеса и сети развлекательных комплексов «Стар Гэлакси» в составе торгово-развлекательных центров (например, «Крокус-Сити», «Твой дом», XL).

Среди значимых общемировых тенденций, преобразивших и отечественную индустрию развлечений можно выделить следующие:

I. Глобализация и укрупнение объектов индустрии развлечений. Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время развлекательная индустрия представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений - от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий.

II. Интеграция развлечений и других направлений деятельности. Отечественный рынок развлечений продолжает расти не только путем освоения новых сугубо развлекательных форм, но и путем проникновения развлекательного компонента в другие направления деятельности, ранее не связанные с развлечениями. Среди таких «симбиотических» направлений можно выделить следующие:

1. Интеграция развлечений и торговли, характеризующаяся повсеместным открытием торгово-развлекательных центров и молов. Развлечения здесь играют вспомогательную функцию и направлены на то, чтобы сделать шоппинг как можно более приятным и впечатляющим. По наблюдениям экспертов, с открытием развлекательной зоны посещаемость всего ТЦ увеличивается не менее чем на 20%. Поэтому, доходность профессионально спланированного торгово-развлекательного центра на 30-35% выше, чем обычного. 2. Объединение развлечения и учебы, а точнее - обучение через развлечение. Данное направление считается одним из самых прибыльных. Такой союз свидетельствует о том, что люди предпочитают не просто развлекаться, но и получать новую познавательную информацию.

3. Сочетание спорта и развлечений. В последние несколько лет самые различные виды спорта стали использовать как развлечение. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в торгово-развлекательных центрах.

4. Сочетание индустрии здоровья и красоты с развлечениями. В последние годы некоторые направления, ранее использовавшиеся исключительно в оздоровительных целях, стали позиционировать себя как развлекательные.

Такое «перепозиционирование» испытали услуги массажа, услуги саун и бань. Кроме того, если рассматривать некоторые направления современной индустрии здоровья и красоты (спа-салоны, косметические кабинеты, солярии), то их восприятие, особенно в среде высокодоходного сегмента в большей степени носит развлекательный характер.

III. Виртуализация индустрии развлечений. Появление цифровых мультимедийных данных знаменует собой новую эру индустрии развлечений. Быстрое развитие технологий скоростного подключения и увеличение производительности ПК сыграло роль своего рода сигнала для поставщиков услуг к появлению новых возможностей для развлечений. Сюда можно отнести новое поколение развлекательных настольных и мобильных компьютеров со встроенными возможностями воспроизведения высококачественного звука и изображения, благодаря которым пользователи приобрели новый опыт развлечений, недоступный ранее.

Можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети предприятий индустрии развлечений в России, странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание России весьма значительно - развлекательных центров, мотелей, кемпингов, гостиниц, прокатных пунктов музеев, парков, и т.д. в России в десятки раз меньше. На начальной стадии находятся такие объекты отдыха и развлечений, как клубы здоровья, гольф-клубы, тематические парки, автоматические кинотеатры и кинотеатры для автомобилистов, кафе клубного типа, трейлерные парки. Во много раз меньше число аквапарков, бассейнов, кортов и центров горнолыжного спорта. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга. Сегодня для семейного отдыха предлагаются другие, упрощенные формы развлекательных центров. К тому же, по обороту российский рынок развлечений соответствует уровню небольшой европейской страны. Тем не менее, индустрия развлечений начинает набирать обороты благодаря росту покупательной способности населения и накопленному менеджерами опыту в управлении объектами развлекательной инфраструктуры.